Воскресенье, 19.05.2024, 10:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Портфолио Камендовой Марины Владимировны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Википедия

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Теоретические основы формирования слоговой структуры слов
[ Скачать с сервера (166.1 Kb) ] 05.10.2014, 09:18

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудным для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов и звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико – фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений.
В онтогенезе овладение слоговой структурой происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов происходит по следующим этапам:

 
1 г. 3 мес. – 1 г. 8 мес.    Ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га – га, ту – ту.       
1 г.8 мес. – 1 г. 10 мес.    Воспроизводятся двухсложные слова; в трехсложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко).       
1 г.10 мес. – 2 г.1 мес.    В трехсложных словах иногда все еще опускается один слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4 – сложных словах.       
2 г. 1 мес. – 2 г. 3 мес.    В многосложных словах чаще опускаются предударны слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась).       
2 г. 3 мес. – 3 г.     Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.    

Таким образом, к 3 – 3,5 годам при условии нормального развития речи все основные трудности слогообразования оказываются преодоленными. С этим же возрастным периодом связано появление так называемого «языкового чутья», когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е. Н. Винарская, Д. Б. Слобин, Г. М. Лямина).


Виды нарушений слоговой структуры

Нарушения количества слогов
Элизия – сокращение (пропуск) слогов: моток – молоток. Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (на – луна), в его середине (гуница – гусеница), слово может не договариваться до конца (капу – капуста)
Итерация –  увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (дирижабиль – дирижабль)
Нарушения последовательности слогов в слове
Перестановка слогов в слове (деворе – дерево)
Перестановка звуков соседних слогов (гебемот – бегемот)
Данные искажения занимают особое место: при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.
Искажения структуры отдельного слога
Сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капута – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (тул – стул). Данный дефект Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина выделяют как самый распространенный при ОНР.
Вставка согласных в слог (лимонт – лимон).
Антиципации – уподобление одного слога другому (пипитан – капитан, вевесипед – велосипед, нананасы – ананасы).
Персеверации – инертное застревание на одном слоге в слове (папанама – панама, вввалабей – воробей). Наиболее опасна персеверация первого слога, так как этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.
Контаминации – соединение частей двух слов (холодильница – холодильник, хлебница).
Преобладание ошибок, выражающихся перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки такого типа как сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

Классификация А. К. Марковой

А. К. Маркова выделяет 14 типов слоговой структуры слова и располагает их по возрастающей степени сложности.
Двусложные слова из открытых слогов (ива, дети).
Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
Односложные слова (дом, мак).
Двусложные слова с закрытым слогом на конце (диван, мебель).
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
Двусложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
Трехсложные слова с закрытым слогом на конце (бегемот, телефон).
Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце (ягненок, половник).
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).
Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
Двусложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).
Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).


Коррекция нарушений слоговой структуры

Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов (З. Е. Агранович):
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводится в два этапа:
Подготовительный этап
Работа на невербальном материале
Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Угадай, что звучало? Сколько раз ударили в барабан?).
Работа над ритмом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов.
Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. В решении этой задачи большую помощь оказывают музыкальные, физкультурные, а особенно логоритмические занятия.
Упражнения на развития динамического праксиса рук: выполнение движений по образцу, по словесной инструкции или под счет (кулак – ребро, кулак – ребро – ладонь).
Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т.д.).
Графические упражнения на переключение (продолжи строчку).
Работа на вербальном материале
Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно – временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Одним из эффективных видов работ на данном этапе является создание игровых дидактических ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка», предложенный логопедом Э. В. Рыбиной.
Коррекционный этап
Особое внимание уделяется «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков
Уровень слогов
Данные виды работ целесообразно проводит  на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков.
Уровень слова
Фонематический и слоговой анализ слов
Фонематический и слоговой синтез слов
Смешанные упражнения на анализ и синтез слов
Отработка слоговой структуры  слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.

Методика формирования слоговой структуры слова (Е. С. Большакова)
Этапы работы схожи с предыдущей методикой с дополнением авторского приема мануального подкрепления.
Работа над гласными
Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов. Поэтому еще на этапе овладения артикуляционной гимнастикой автор советует приучать детей к ряду ручных поз, соответствующих  гласным звукам.
Так, традиционное упражнение «окошко» (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка.
Поза «Трубочка» (напоминает артикуляцию звука [у]) – пальцы сближены «в щепотку», но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку.
Поза «Хоботок» (губы как при звуке [о]) – аналогично, но пальцы расположены шире.
Поза «Заборчик» (звук [и]) – ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами).
Поза для [ы] – аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью.
Поза для [э] – округленная ладонь, как будто сжимающая мячик.
Работа над слогами
Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу. При переходе к гласному звуку кулак продвигается вперед и превращается в символ гласного. В случае обратных слогов выполняется движение извне (гласный звук) к плечу (согласный звук). Закрытые слоги – это движение от плеча вперед (к позе гласного) и в исходное положение.
Работа над слогами со стечениями согласных
Данный вид слогов требует отдельной отработки.
Работа над словами

Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становления (Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина)
Формирование пространственных представлений и оптико – пространственной ориентации (в собственном теле, в трехмерном и двухмерном пространстве)
Развитие моторных функций
Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)

Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова (О. И. Крупенчук)
Дыхательные упражнения
Массаж и самомассаж
Упражнения для развития мелкой моторики
Интерактивная артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика
Развитие ритмических способностей
Формирование пространственных и квазипространственных представлений
Кинезиологические упражнения
Проговаривание слов доступного класса
Все блоки предлагаются не последовательно, а единовременно. Логопед не обязательно должен брать на себя все блоки коррекции. Наиболее разумным видится сочетание работы разных специалистов: невролога, массажиста, инструктора по ЛФК, преподавателя физвоспитания, музыкального руководителя, воспитателя, а также заинтересованных родителей.
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

 

 Из опыта работы

Представляю вашему вниманию несколько игр, которые я использую в своей практике с целью дифференциации слов различной звуковой культуры; закрепления навыка деления слов на слоги и выделения ударного гласного звука.

«Слоговое лото»
Каждому ребенку раздается игровое поле, которое разделено на четыре части. В каждой части нарисовано по несколько кружков. Логопед предлагает детям слова (на слух или картинки), дети делят их на слоги и закрывают цветным квадратом ту часть игрового поля, на которой столько кружков, сколько слогов в слове.

Игра «Лесенка»
Каждому ребенку раздается карточка с изображением лесенки из 4 ступенек и 4 предметные картинки с отличным количеством слогов. Ребенок должен правильно разложить картинки на ступени: 1 ступень – слово из одного слога, 2 ступень – слово из двух слогов и т. д.

Игра «Дорожки»
В игре участвуют маленькие карточки с различной звуковой структурой, игровое поле «Дорожки». Ведущий предлагает ребенку пройти по дорожкам от шалаша к домику и хлопнуть в ладоши столько раз, сколько кружков на дорожке, а затем поместить в рамку соответствующую картинку. В конце игры ребенок переворачивает карточки и проверяет правильность выполнения задания.

Игра «Собери букет»
На наборном полотне расположены картинки вазы и 4 цветков: мак, ландыш, ромашка, колокольчик. На столе разложены копии этих же цветов. Логопед называет слово, ребенок должен поделить его на слоги и поставить в вазу тот цветок, в названии которого столько же слогов.

Игра «Постучалки»
Перед ребенком лежат 2 картинки с одинаковым количеством слогов, но разными позициями ударного звука (например: тАпочки и ботИнки). Логопед отстукивает ритм слова, выделяя ударный слог, а ребенок должен  назвать само слово. Задачу можно усложнить, добавив еще слово (например, сапогИ).

 

 

 

 

Список используемой литературы

Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СП-б.: Детство-Пресс, 2001.
Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно – методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.
Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Логопедические технологии. Учебно – методическое пособие. – М.: Парадигма, 2010.
Большакова С. Е. Формируем слоговую структуру слова. – М.: Карапуз – Дидактика, 2007.
Голубева Г. Г. Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи // Логопед в детском саду. – М.: Издательский дом «Образование плюс». Вып.3. 2007. – С. 11 – 16.
Дель С. В. Непокорова А. П. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Логопед в детском саду. – М.: Издательский дом «Образование плюс». Вып.4. 2007. – С. 26– 39.
Колесникова Е. В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4 -5 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е. В. Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4 -5 лет. – М.: Ювента, 2013.
Кошелева Г. А. Роль игры в процессе реализации психолингвистического подхода в коррекционных целях // Дошкольная педагогика. – Вып.4.  2006. – С. 25 – 28.
Крупенчук О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СП-б.: Литера, 2013.
Маркова А. К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Специальная школа. – М.: АПН РСФСР. Вып.3. 1961. – С. 83 – 89.
Насонова Т. Р., Бурлакина О. В. Найди ударный слог. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.  – СП-б.: Детство-Пресс, 2008.
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.  – СП-б.: Детство-Пресс, 2009.
Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: Система коррекционных упражнений для детей 5 – 7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2001.

Скачать презентацию http://ru.calameo.com/books/003988524e4f40cdd6d8a

Категория: Мои файлы | Добавил: Мэри | Теги: схемы цветов, лото, домино, лесенка
Просмотров: 1869 | Загрузок: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Корзина
Ваша корзина пуста
3D поиск
Поиск
Наш опрос
Должен ли будущий первоклассник уметь читать?

Всего ответов: 2