Непосредственно Образовательная Деятельность по лексической теме: «ОБУВЬ»
Грамматическая тема: образование относительных прилагательных, согласование относительных прилагательных с существительными.
Цель: формирование навыка сотрудничества на основе лексической темы.
Задачи: уточнять, расширять номинативный словарь по теме, словарь деталей; словарь признаков; учить согласовывать прилагательные с сущ. в роде, числе, падеже;
развивать речь, зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук;
воспитывать дружелюбие.
Демонстрационный материал: предметные картинки, пособие «Обувь для героев сказок», картина «Сломанная обувь», схемы для построения предложений «Как сапожник чинит обувь».
Раздаточный материал: зарисовки ботинка, простые карандаши.
НОД:
I. Энергизатор
Игра: «1, 2, 3 – ко мне беги!»
Дети стоят в кругу. Логопед в центре круга. По команде логопеда к нему в центр круга бегут дети с названными признаками.
- Внимание, дети в синих сандалиях! 1, 2, 3 – ко мне беги!
- Внимание, дети в кедах! 1, 2, 3 – ко мне беги!
- Внимание, дети, обувь которых имеет шнурки! 1, 2, 3 – ко мне беги! И т.д.
II. Основная часть
1. Мозговой штурм
Демонстрируется пособие «Обувь для героев сказки».
- Сказочные герои тоже носят обувь. Кто из героев что купит? Соедини линией. (Золушка купит хрустальные туфельки. Дед Мороз купит валенки. Кот купит сапоги. Крокодил купит галоши. Баба Яга купит тапочки. И т.д.)
2. Минилекция
-Что продается в магазине? (В магазине продается обувь).
-Какой это магазин? (Это обувной магазин).
-Для чего нужна обувь? (Обувь нужна, чтобы не замерзнуть, не поранить и не промочить ноги).
-Какую обувь носят на улице? (На улице носят сапоги, ботинки, туфли…).
-Какая это обувь? (Это уличная обувь).
-В какой обуви ходим дома? (Дома мы ходим в тапках).
-Какая это обувь? (Это домашняя обувь).
-Из чего делают обувь? (Обувь делают из кожи, замши, резины, меха…).
-Какая это обувь? (Кожаная, замшевая, резиновая, меховая…).
-Как нужно ухаживать за обувью? (Обувь нужно сушить, очищать от грязи).
3. Дидактические игры:
Дети (6 – 8 человек) стоят в кругу и держат перед собой предметные картинки с изображением разных видов обуви.
- Что ты купил? (Я купил кожаные ботинки. Я купила лаковые туфли. Я купил резиновые сапоги. …).
Картинки переворачивают «лицом» к себе.
- Вспомни и скажи, что есть у тебя и чего у тебя нет. (У меня есть кожаные ботинки, но у меня нет лаковых туфель, резиновых сапог, войлочных валенок, домашних тапочек и т. д.)
Физминутка (координация слова с движением)
Вот они, сапожки.
Этот – с левой ножки.
Этот – с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки.
(Стоят по кругу)
(Выставляют вперед левую ногу)
(Выставляют вперед правую ногу)
(Прыгают на месте)
Эта – с правой ножки.
Эта – с левой ножки.
Вот как хорошо!
(Выставляют вперед правую ногу)
(Выставляют вперед левую ногу)
(Бегут врассыпную)
Раздаются зарисовки и простые карандаши.
Обведите по точкам ботинок в той последовательности, в которой я скажу: сначала обведите мысок, потом пятку, потом каблук, подошву, язычок, шнурки. Что мы сначала обводили? Что потом?
- «Сломанная обувь»
-Отгадайте, что случилось с женским сапогом? (У женского сапога отломался каблук).
-Что случилось с мужской туфлей? (У мужской туфли отклеилась подошва).
-Что случилось с детской туфлей? (У детской туфли оторвался ремешок).
-Что случилось с домашней тапкой? (У домашней тапки оторвался помпон).
-Кто сможет починить обувь? (Обувь может починить сапожник).
-Куда ее надо отнести? (Обувь нужно отнести в обувную мастерскую).
-Посмотрите и скажите полным предложением, как сапожник чинит обувь?
-Что прибивает сапожник? (Сапожник прибивает каблук).
-Что приклеивает сапожник? (Сапожник приклеивает подошву).
-Что пришивает сапожник? (Сапожник пришивает цветок и ремешок).
-Что вшивает сапожник? (Сапожник вшивает молнию).
III. Релаксация
Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось? Что было трудным? Что запомнилось? Вы были молодцы!
Используемая литература:
- Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 144с.
- Косинова Е. М. Лексическая тетрадь №1для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 32 с.: цв. илл.
- Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5 – 6 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.- 160 с.
|